Регистрация изменений в устав

Необходимость внесения изменений в учредительные документы организаций может быть вызвана различными причинами. Например:

  • Поменялся состав учредителей ООО;
  • Увеличился или уменьшился уставный капитал;
  • Изменился юридический адрес организации;  
  • Было принято решение о создании филиала или представительства юрлица, или они переехали в новый офис.


Но чем бы не было вызвано данное действо, во всех случаях регистрация изменений в устав подлежит обязательной государственной регистрации. Необходимо иметь в виду, что сделать это надлежит в течение месяца с момента принятия  соответствующего решения. За несоблюдение данного правила предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей.


Кроме того, пропуск месячного срока уведомления о принятом решении увеличить уставный капитал ведет к его недействительности. А это означает, что   довнесенные вклады участников подлежат возврату. Разумеется, если регистрирующий (налоговый) орган не знает о том, что в вашей организации произошли изменения, а вы пропустили уведомительный срок, то лучше переоформить все документы более поздней датой и пройти через процедуру регистрации изменений в учредительные документы .


По общему правилу, установленному п.3 ст. 52 ГК РФ регистрация изменений в устав приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. В целях защиты интересов сторонних организаций и граждан законодатель ввел правило, согласно которому юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали уже с учетом этих изменений. В этом случае, например, общество с ограниченной ответственностью не может отказаться от исполнения обязанности, ссылаясь на то, что отсутствует регистрация изменений устава.


Однако, из всякого правила есть и свои исключения. В некоторых случаях изменения в учредительных документах приобретают силу и до их государственной регистрации. Например, п. 5 ст. 5 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает, что изменения в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Аналогичные правила предусмотрены и для акционерных обществ в Федеральном законе «Об акционерных обществах».


В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» разделу «регистрация изменений в устав» посвящена целая глава. Но даже, изучив ее вдоль и поперек, это не гарантирует для вас успеха в регистрирующем (налоговом) органе. Ибо закон и практика не всегда одно и то же. Соответственно, если заявление о регистрации изменений не будет принято, и вы пропустите месячный срок, то вас могут привлечь к административной ответственности, о которой речь шла выше.


Лишь неоднократное осуществление такой процедуры как регистрация изменений в устав, может служить гарантией успешного прохождения данной процедуры.


Пакет документов, необходимых для регистрации изменений в устав:

  1. Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Оно оформляется в порядке, принятом для внутреннего делопроизводства соответствующей организации. При этом целесообразно учитывать также содержание писем МНС России от 7 февраля 2003 г. № ММ-6-09/172 «О применении пункта 1(б) статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и от 25 декабря 2003 г. № 09-1-03/5891-АЦ386 «Об оформлении документов, предоставляемых при государственной регистрации».
  2. Заявление о государственной регистрации изменений учредительных документов по форме № Р 13001, утв. Постановлением Правительства  РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Стоит допустить лишь одну ошибку в данном документе, и все придется начинать заново. Заявление подписывается уполномоченным лицом и заверяется нотариусом. Порядок заполнения регламентируется Приказом ФНС от 01.11.2004 года утвердившим «Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». 
  3. Сами изменения в устав. Они оформляются либо отдельным листом, либо же можно зарегистрировать устав в новой редакции. Как правило, так делают в случае, когда изменение не одно, или ранее уже вносились изменения, и их накопилось немало.
  4. Квитанция об уплате государственной пошлины. Размер ее составляет 400 рублей.

Порядок заполнения, сшивки и заверения указанных выше документов законодательством не урегулирован. Чисто технические моменты регламентируются сложившейся практикой. 

06.09.2011

Смотрите также:

Регистрация внесения изменений  в учредительные документы