Ликвидация предприятий

Череда непрекращающихся кризисов за рубежом и в стране, неблагоприятный бизнес-климат вынуждает сегодня многих российских предпринимателей задумываться о сворачивании своего дела. Подобный выход в сложной ситуации, действительно, во многих случаях оказывается единственным и неизбежным. Между тем, ликвидация юридического лица в России практически всегда является трудоемким и рискованным процессом, нежели его создание.


Юридических фирмы, предлагающие «быстрое и комфортное решение всех ваших проблем», зачастую скрывают некоторые специфические особенности, скрывающиеся за последствиями таких «быстрых и комфортных решений». Прежде чем прибегать к услугам данных фирм, следует ясно понять, по каким алгоритмам и схемам вас собираются ликвидировать.


Ликвидация предприятий в России всегда было сложным процессом. Гораздо проще создать новое юридическое лицо, нежели ликвидировать уже созданное с соблюдением всех требуемых законодательством норм. Например, если срок регистрации предприятия составляют меньше месяца, то его ликвидация по всем правилам может растянуться на несколько лет.


Гражданский кодекс РФ приводит такую трактовку: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» (часть I, ст. 61. п.1). Проще говоря, ликвидация предприятий – это совокупность действий, в результате которых юридическое лицо полностью прекращает свою деятельность, сведения о нем вычеркиваются из  Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ), а территориальная налоговая и внебюджетные фонды снимают с налогового учета.


В сегодняшних реалиях такая практика, как ликвидация предприятий, показывает, что многие собственники или не могут в полном объёме оплачивать выполнение всех необходимых работ по полной ликвидации своей фирмы, или же не готовы ждать несколько месяцев (а то и лет) до полного завершения процедуры ликвидации. Тем не менее, юридическая практика показывает, что если предприятие не использовало тёмных схем по уклонению от уплаты налогов, не имела экономических связей с Белоруссией,  не занималась импортом и экспортом, а обороты по расчетному счету соответствуют данным, отраженных в бухгалтерском учете организации, то такая ликвидация (ее иногда называют «инициативной ликвидацией») проходит достаточно быстро и безболезненно. И сроки ее редко превышают 4-6 месяцев.


Ликвидация предприятийпрелагает собственникам, как правило, один из двух путей:

  • известный всем способ  «быстро и без проблем», в результате которого оказывается, что это обычное юридическое отчуждение предприятия со сменой собственника и директора, хотя это и не избавляет бывшего директора (или собственника) от больших проблем в будущем;
  • действительная ликвидация предприятий с вычеркиванием из государственного реестра и снятием с учета в ИФНС и внебюджетных фондах.



Какой из двух путей выбрать – это дело каждого, но сначала необходимо рассмотреть и обдумать все существующие способы прекращения деятельности юридического лица, а также – существующую практику прекращения деятельности организации в России сегодня:

  1. Бросание организации.
  2. Смена учредителей и руководителя предприятия.
  3. Реорганизация предприятия в форме слияния или присоединения (в этом случае все права и обязанности «ликвидируемой» фирмы переходят к другой фирме).
  4. Принудительная ликвидация.
  5. Добровольная ликвидация.


1. Ликвидация предприятий и бросание организации.


Данный способ используется в том случае, когда юридическое лицо по каким-либо  причинам не вело финансово-хозяйственную деятельность, учредителю такой организации безразлична деловая репутация Генерального директора, или если отсутствуют финансовые возможности и желание ликвидировать предприятие в соответствии с действующим законодательством. Многие перед «бросанием»  закрывают расчетные счета в банках. Если кредитная организация берет деньги за закрытие расчетного счета, то в таком случае организация даже счета не закрывает.


2. Ликвидация предприятий со сменой учредителей и руководителей фирмы.


Как правило, смена учредителей и руководителя организации происходит в том случае, если у юридического лица нет долгов перед федеральным бюджетом, но имеются основания считать, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности были допущение некоторые нарушения. В России едва ли не каждый день появляются новые нормативные документы, регламентирующие тот или иной аспект жизнедеятельности предприятия, и далеко не каждый главный бухгалтер успевает ознакомиться с новыми требованиями закона. Обычно, если серьезных нарушений у предприятия нет (но при проверке перед ликвидацией инспектора всегда найдут к чему придраться), зачастую собственники предприятий идут по такому не вполне надежному, но часто используемому способу прекращения жизнедеятельности организации, как смена Генерального директора организации и ее учредителей. Назначат проверку или не назначат – дело случая. Обычно, без проверки ликвидируют юридические лица, не имеющие многомиллионных оборотов, у которых была значительная налоговая нагрузка, которые не подавали к возмещению НДС,  не сдавали уточненных деклараций и не занимались импортом или экспортом.

Для проведения переоформления, компания должна иметь оригиналы следующих документов:

а) Устав.
б) Учредительный договор (если Участников Общества больше одного).
в) Решение (протокол) о назначении действующего руководителя Общества.
г) Свидетельство  ОГРН
д) Выписка из ЕГРЮЛ за текущий период (год).  
е) Иногда специалисты юридических компаний, просят ксерокопию последнего сданного баланса, с отметкой инспекции.

Если все документы имеются в наличии, уставный капитал организации сформирован на 100%, адрес местонахождения организации не попал в число «массовых», а паспортные данные директора и учредителя (учредителей) не менялись, то меньше чем за месяц все необходимые действия как правило выполняются. Плюсы такого варианта, естественно, понятны: это низкая стоимость проекта и быстрота выполнения, но к значительным минусам следует отнести тот факт, что если к юридическому лицу появятся какие-то вопросы за тот период времени, когда велась деятельность или начнут по цепочке проверять контрагентов, то, как правило, представители ОБЭПа беседуют со старым Генеральным директором о его прошлой профессиональной деятельности. И одним из первых вопросов задается: «кому  была продана организация», «где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Покупателем» и т.д. Поэтому прежде чем совершать подобную «ликвидацию», рекомендуется проконсультироваться с юристами специализированной юридической конторы.



3. Ликвидация предприятий в виде реорганизации.

Очевидно, что это уже более сложный и более трудоемкий, а также – более затратный способ прекращения деятельности юридического лица. Пользуются им для того, чтобы налоговая в дальнейшем не задавала ненужных вопросов по результатам прошлой деятельности предприятия бывшему Генеральному директору, не требовала от него первичных документов, по которым можно доначислить налоги или применить штрафные санкции.  

Данный способ пользуется определенным спросом из-за скорости совершения процесса (не больше 2 недель), но он чреват тем, что, во-первых, к одной и той же фирме, как правило, присоединяется несколько организаций, а зачастую и несколько десятков, что всегда привлекает внимание контролирующих органов. Во-вторых, как правило, все юридические действия по присоединению завершаются после получения свидетельства о ликвидации предприятий путем присоединения. Но при этом с налогового учета организация не снимается и продолжает числиться в территориальной ФНС как налогоплательщик. А в той организации, к которой присоединилась «ликвидируемая» организация, по данным госреестра будет числиться бывший собственник, присоединенной организации, со своей долей. И обычно никто его, за просто так, оттуда не выводит.



4. Принудительная ликвидация предприятий.


Принудительная ликвидация компаний проводится только по решению суда в случаях:

  • Осуществления деятельности без надлежащего разрешения.
  • Осуществления деятельности, запрещенной законом.
  • Осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
  • Наличия иных оснований, предусмотренных законом.
     

Ликвидация предприятий вследствие признания их несостоятельными (банкротом).

Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы. Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства.

Этот вид банкротства на практике возникает тогда, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить. Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство).

Причины, по которым должник  ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Здесь важно другое. Если вдруг в процессе, когда производится ликвидация предприятий выясняется, что юридическое лицо не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данного предприятия должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности. В качестве обязательного признака банкротства выступает «установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации». Это может быть выявлено как исполнительным органом управления, так и ликвидационной комиссией организации. В судебном порядке рассматриваются дела о банкротстве, когда совокупное требование кредиторов превышает 100 000 руб.

Руководитель предприятия-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов. Неисполнение этой нормы влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессиональным юристам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной).


Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

  • если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
  • если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации; 
  • если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Суд может принять решение о ликвидации предприятий в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер. Кроме того, предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов.

Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства – наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ. Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.


5. Добровольная ликвидация предприятий.



Данный способ являетсяправильной и безопасной формой прекращения деятельности предприятия. Не смотря на то, что добровольная ликвидация занимает достаточно много времени и требует определенных усилий, можно эту работу поручить профессионалам, которые хорошо знают порядок совершения всех необходимых действий  по ликвидации. Зато в итоге при  добровольной ликвидации запись о юридическом лице  исключается из ЕГРЮЛ, ОГРН и ИНН, компании аннулируются, организация считается  прекратившей свое  существование.


Специалисты консалтинговой фирмы рекомендуют обратить на этот способ особое внимание, так как только он дает 100% гарантию безопасности. Порядок действий при добровольной ликвидации предприятий следующий:

  1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации юридического лица (как правило, причиной ликвидации указывают достижение организацией своих уставных целей) и назначение ликвидационной комиссии. Утверждение состава ликвидационной комиссии, утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.
  2. Направление уведомления о ликвидации юридического лица по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что предприятие находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
  3. Размещение публикации в Вестнике Государственной Регистрации о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.
  4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.
  5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
  6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).
  7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии юридического лица  с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды. Как правило, при этом назначаются проверки.
  8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам организации в установленном порядке.
  9. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.
  10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.
  11. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
  12. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками ликвидируемого предприятия оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество
  13. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами в ликвидационном акте.
  14. По завершении расчетов с учредителями организации ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 7 дней).
  15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу предприятия (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний организации. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.


Добровольная ликвидация предприятий требует чёткого понимания того, что чудес на свете не бывает, и нельзя быстро, законно и без проведения проверки контролирующими органами ликвидировать организацию. Естественно, нельзя это сделать быстро, потому что порядок проведения всех необходимых действий установлен, и регламентирован, соответственно убыстрение сроков или не выполнение каких-то этапов,  сводит на нет сам смысл проведения официальной ликвидации предприятия.


Действующее законодательство постоянно меняется, нормативные акты, на основании которых происходят ликвидационные действия,  тоже претерпевают изменения. Поэтому мы считаем, что прежде чем принимать какое-то действие, по ликвидации предприятия, лучше проконсультироваться с теми, кто хорошо знает специфику ликвидации и занимается этим давно и серьезно.

01.10.2011

Смотрите также:

Ликвидация фирм